Швейцарские Часы Казань
В феврале в Индии проходил один из крупнейших международных театральных фестивалей в Азии — Bharat Rang Mahotsav. В нем принял участие и Канибадамский театр драмы и музыки имени Тухфы Фозиловой (Таджикистан). Актеры регионального таджикского театра вынесли на суд индийского зрителя спектакль «Суд дураков» по мотивам произведений Уильяма Шекспира., который получил высокую оценку жюри и гостей фестиваля. Исполнитель роли короля Лира, молодой актер и режиссер Мухиддин Музаффар был удостоен приза «За лучшую мужскую роль». До этого постановка с большим успехом была показана на фестивалях в Китае и Великобритании. Спектакль «Суд дураков» — совместная работа таджикских актеров и туркменского режиссера Овлякули Ходжакули. Успех канибадамского театра показал, что региональные театры в Таджикистане не только живы, но и могут достойно представлять страну на сценах за ее пределами. В беседе с «Ферганой» Мухиддин Музаффар рассказал о спектакле «Суд дураков», поделился своим мнением о проблемах театра и поведал, о чем сегодня снимают кино молодые таджикские режиссеры.
- Мухиддин, расскажите о новой постановке вашего театра. Шекспир на сцене провинциального таджикского театра — это серьезная заявка.
- «Суд дураков» поставлен известным в Центральной Азии режиссером Овлякули Ходжакули на основе двух самых знаменитых трагедий Шекспира — «Король Лир» и «Гамлет». Но шекспировские герои попадают в современные реалии, и им открываются новые истины. Герои спектакля — трое «сумасшедших», которые стали жертвами интриг и собственных страданий. Короля Лира на старости лет изгоняют его дочери Регана и Гонерилья. Вместе со своим шутом он оказывается в пустыне. Там они встречают Гамлета, который не может смириться с интригами, борется с несправедливостью, деспотизмом, с системой, изменой матери. Третий «сумасшедший» — это шут короля Лира. Хотя он шут, его устами говорятся самые серьезные и важные слова. Шут становится своего рода путеводителем этих двух заблудших в бескрайней пустыне. Он же является самим чистым и сильным по духу среди троих. Все они являются бомжами. Но и здесь они не обретают свободу от собственных душевных переживаний. Они хотят умереть, но не могут умереть, хотят жить, но не могут жить.
Эти трое сумасшедших встречаются на кладбище, расположенном в пустыне. Они находятся в состоянии депрессии — обсуждают, анализируют свои поступки, делают выводы. Через свое сумасшествие, рассказы о своей боли они начинают осознавать то, чего раньше не замечали. Теперь сумасшедший Лир понимает, до какой степени неправильно и разбаловано воспитывал дочерей, не зная их на самом деле. Он совершенно не знал о том, чем дышит и как живет его народ. У него открываются глаза, и он видит, как страдает его народ. Лир признает и осознает свою вину в том, что он жил в мире иллюзий, аферы и обмана. Все льстили, подхалимничали, и он, не желая анализировать, думал, что в его стране все хорошо, и нет никаких проблем. Аналогичная судьба и у Гамлета. Анализируя пройденный путь, он жалеет упущенные дни, когда у него были шансы для установления справедливости. Он мог предотвратить много бедствий, но не сделал этого.